Статьи

Особенности педагогического общения на уроках окружающего мира 

                                                                            «Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня–и я научусь».
(китайская пословица) 

Содержание предмета «Окружающий мир» УМК «Начальная школа ХХ! века»: знания о природе, человеке и обществе составляют постепенно раскрывающуюся линию развития взаимоотношений человека с природой, другими людьми, обществом и самим собой. Изучение окружающего мира оказывает благоприятное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств. Курс этого предмета дает основы экологических знаний, способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Но если на уроке учитель ограничится только текстом учебника, дети начнут скучать, отвлекаться. Естественно материал не усвоится. Важно помнить и о законах педагогического общения.
В связи с этим, я предлагаю использовать на уроках окружающего мира метод проектов и коллективного обучения учащихся. Использование этих методов позволяет строить общение с детьми не на основе авторитарного давления на детей, а основе принципа субьект-субьективных отношений, где обучающиеся становятся ассистентами учителя или самостоятельными экзаменаторами. Такие уроки учат детей не только доказывать свое мнение, но и прислушиваться к мнению других. В процессе общения с младшими школьниками учитель развивает их коммуникативные умения. На уроках окружающего мира создаются весьма благоприятные условия для того, чтобы у школьников формировались умения взаимодействовать с партнерами по учебному процессу. В результате чего дети формируются правила:
1. Критикуй идеи, но не человека.
2. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
3. Стремись понять точку зрения других.
4. Перескажи мысль другого человека, если она тебе понятна.
5. Стремись выделять главное.
6. Высказывать своё мнение, не боясь допустить ошибку.
          Очень интересно проходят в нашем классе уроки окружающего мира, на которых используется коллективная форма работы. Приведу несколько примеров:
Урок «Будь другом природе» (2класс)  прошел в форме конференции. Класс был поделен на отделы: отдел по охране зверей, отдел по охране птиц, отдел по охране насекомых, отдел по охране растений. Каждый отдел получил пакет с заданиями, которые должен был выполнить в течение всего урока. Каждому было необходимо определиться в своем отношении к природе и взаимодействию с ней.  В конце урока дети самостоятельно составили «Свод законов  о природопользовании» и отразили каждый закон в определенном запрещающем знаке.   
               А на уроке «Город и село» (1 класс) дети разделились на 3 команды:
1команда - «семья»
2команда - «сельские жители»
3команда - «городские жители»
                 По условию игры каждая команда(2 и 3) должна убедить команду 1 переехать на постоянное местожительства в их населенный пункт (город или село).
                 Агитировать за переезд в свою местность следовало убедительно, аргументировано, но без негативных высказываний. Учитель на таком уроке должен следить за диалогом, его корректностью, убедительностью. Уметь выслушать ребенка, даже если не уверен, что он скажет то, что хочется учителю. Если требуется задавать вопросы, направлять диалог в нужное русло. В конце урока «семья» решает, где им хочется поселиться.  Обсуждая условия жизни, красоту природы, культурные заведения, транспорт, экологию. Все, что, может привлечь и является особенностью городской и сельской жизни. Или учитель, посовещавшись с семьей, подводит итог: жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Но зато на уроке вы услышали много интересного. Теперь можно по-другому взглянуть на любимый город, любимое село.
Такое использование ролевой игры, которая учит взаимодействию, становится предпосылкой правильного реального общения школьников.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов.
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи утверждающим следующее:
Детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
 Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни, что позволяет осуществить общение с детьми не только на уроках, но и во внеурочное время. В работе над проектом учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. 
В качестве примера предлагаю один из конспектов урока по окружающему миру с использованием проектного метода.
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ»
Организация работы над проектом:
Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: разнообразие растений
Цели: познакомить учащихся с основной классификацией растений; способствовать формированию представлений видах растений, основных органах растений. Создать условия для развития наблюдательности, внимания, монологической речи, логического мышления, умения сравнивать, делать выводы.
Задачи: подвести учащихся к осознанию блока новой учебной информации, в частности привлечь внимание к видам растений, к основным органам растений. Учить видеть главное, подводить итоги, выражать собственную мысль, высказывать согласие или несогласие.
 Ход урока:
1. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок. Мы вместе, каждый в своей группе, будете работать над одной из страниц нашего проекта.
У: - Каким вы хотите видеть наш урок?
Д: - Познавательным, интересным.
У: - Что для этого нужно сделать?
Д: - Работать дружно, быть активными, внимательно слушать учителя и товарищей.
У: - Мы будем работать в группе. Давайте вспомним правила работы в группе.
Д: - 1. Критикуй идеи, но не человека.
2. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
3. Стремись понять точку зрения других.
4. перескажи мысль другого, если она тебе понятна.
5. Стремись выделять главное.
6. Высказывать своё мнение не боясь допустить ошибку.
- Постарайтесь определить тему проекта.
2. Введение в тему
«Что зимой и летом
в рубашке одной?»
(Сосна, ель)
«Стоит красавица на поляне
в белом сарафане,
в зелёном полушалке»
(Берёза)
«Не огонь, а жжётся»
(Крапива)
«Красненькая матрёшка,
беленькое сердечко»
(Малина)
У: - Как сказать одним словом, о чём эти загадки?
Д: - О растениях.
У: - Тема нашего проекта «Разнообразие растений».
3. Акуализация знаний
- Рассмотрите картинки, вывешенные на доске и в течение минуты, задайте вопросы группе.
- Задайте свои вопросы другой группе.
Д: - Что изображено?
- Чем похожи, чем отличаются?
- На какие группы можно разделить эти растения?
У: - Вспоминаем , что растения делятся на 3 группы: деревья, кусты, травы.
- Летом вы собирали гербарии. Какие растения вы собирали? Что определило ваш выбор?
Д: - Я собирала только лекарственные растения Белгородской области, я отдыхал в Крыму и там искал интересные растения, которых не встречал в нашем крае, я собрала коллекцию растений, которые растут на огороде и в саду.
У: - Обратите внимание на то, что хотя растения, собранные вами, очень разнообразны, многие имеют одни и те же органы.
- Найдите, какие и докажите, показав различные растения.
(Дети находят корень, стебель, листья и цветы, а также плоды с семенами)
У: - Откройте тетради на печатной основе и запишите органы растений.
4. Физкультминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
5. Знакомство с новой классификацией растений.
1) вступительное слово учителя
У: - растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд деревьев делает нашу планету удивительной. Науку о растениях называют ботаникой. Учёные-ботаники делят растения на несколько групп: водоросли, мхи и папоротники, хвойные и цветковые растения.
2) работа в группе
У: - Каждая из ваших групп работала над своим проектом.
1 группа над темой – водоросли
2 группа над темой – мхи и папоротники
3 группа над темой  – хвойные растения
4 группа над темой – цветковые растения
У: - Используя подготовленный материал, вы начинаете работать над темой вместе. Подумайте, как организовать свою работу.
(Дети работают в группе, обобщая собранный материал в один. Учитель консультирует группы.)
Консультация в 1 группе.
У: - Тема вашей страницы очень интересна – «Водоросли». О чём бы вы хотели рассказать на своей страничке?
Д: - Мы решили рассказать о разнообразных водорослях: о красных, бурых, диатомовых, зелёных и харовых. На нашей странице поместим рисунки этих водорослей. А ещё мы принесли на урок настоящие водоросли, которые нашли в аквариуме.
У: - Из каких источников вы  брали материал?
Д: - Мы пользовались энциклопедией «Растительный мир», книгой А. Плешакова «Зелёные страницы».
Консультация во 2 группе.
У: - Какая тема вашей страницы? О чём бы вы хотели рассказать?
Д: - Тема нашей страницы – «Мхи и папоротники». Мы посмотрели весь материал, который подготовили к проекту, и решили поместить на страницу проекта материал Светы о мхах и папоротниках, рисунки Влада, а также страницу Лизиного гербария, на которой мох из леса.
Консультация в 3 группе.
У: - О чём можно рассказать на вашей странице проекта?
Д: - У нас  тема «Цветковые растения». Материала мы собрали так много, что он не поместился на одной странице. И мы решили сделать небольшую книгу о цветковых растениях, составленную из материалов ребят. А на лист проекта решили поместить только самое интересное: рассказ о цветочных часах, миф о нарциссе и рисунки различных цветковых растений.
Консультация в 4 группе.
У: - Какая тема вашего проекта?
Д: - Наша тема «Хвойные растения». Мы решили рассказать о некоторых хвойных растениях нашего края и поместить на странице рисунки и веточки различных хвойных растений.
У: - Из каких источников взят ваш материал?
Д: - Мы пользовались журналом «Юный натуралист», энциклопедией «Что такое? Кто такой?», книгой А. Плешакова «Зелёные страницы».
3) самостоятельная работа в группах.
4) защита проекта. Каждая группа представляет свою работу. Страницы проекта вешаются на доску.
5. заключительное слово учителя.
У: - Учёным сейчас известно около 350 000 видов растений, из них 250 000 – цветковые. Мхов на свете около 27 000 видов. Папоротников более 10 000. А вот хвойных растений около 600 видов.
- Но, несмотря на такое разнообразие, природа сейчас находится в опасности. Многие растения занесены в Красную книгу и находятся на грани исчезновения. Вы, ребята, должны стать настоящими друзьями и помощниками природе.
6. Итог урока.
- Что интересного вы узнали в процессе работы?
- Из каких источников брали свой материал?
Мастерство педагогического общения – профессиональное качество педагога. От которого зависит эмоциональное благополучие и психическое здоровье школьников и самого учителя. А  уроки ознакомления с окружающим миром имеют особое значение в формировании правил общения, особенно в 1-2 классах, пока ещё не начались специальные уроки русского языка на эту тему.
Литература:
1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. «Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников» М.: Просвещение 1997 год.
2.Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир». Методика обучения. М: Издательский центр «Вентана –Граф» 2005 год.
3.Шамилева И.А. «Проблема вариативного изучения окружающего мира в начальной школе», «Начальная школа»,2006,№1.
4. Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии», Ростов-на Дону «Феникс» 2003 год.









Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся

         Н.Н. Сухих
Л.Л. Чеканова
М.Н. Овсянникова

  Начальная школа является важнейшим этапом образования и развития каждого человека.  Младший школьный возраст — это особый период впитывания, накопления и усвоения знаний,  поэтому перед учителями начальных классов стоит  важная задача – способствовать развитию каждой личности.  Именно на этом этапе, этапе начальной школы,  важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, и затем не менее важно правильно осуществлять их развитие. Способности  и  одаренность, как известно, формируется в ходе жизни,  благодаря усвоению  общественного опыта,  и  этот процесс неотделим от собственной активности  растущего  человека.  
          Одаренных детей отличает  отчетливо выраженная поисковая потребность.  Как правило, эти ребята  испытывают  особенно яркие, насыщенные эмоции при занятии  заинтересовавшей их  работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью.  Педагоги начальной школы не могут  оставить без внимания таких учеников. Подтверждение этому – интерес к проектной и исследовательской деятельности среди учителей  и востребованность этой технологии в современной школе.
       Реализация идей проектной и исследовательской технологии стала более возможна с введением внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС второго поколения.
      Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое и создаёт благоприятные условия для развития одаренности детей. Практически каждое занятие клуба «Юные умники и умницы» для первоклассников в рамках внеурочной  деятельности в нашей гимназии  реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
    Работа в клубе создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей различных форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованное беспокойство. В результате занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии,  получают возможность осознать своё место в мире;  получают возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,  учатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет формировать все виды универсальных учебных действий.
Приведём пример модели одного из занятий, рекомендованных О.А. Холодовой и используемых в нашей работе.  Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных задач. Поэтому начинаем с «мозговой разминки» (1-2 минуты): качание головой, «ленивые восьмёрки» руками, моргания и другие упражнения.
Следующий этап – разминка. Задача – создание у ребёнка положительного эмоционального фона, включение в работу.  Вопросы разминки  достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора.  Ответы нужно давать быстро.  (Сколько лап у кошки? Какое сейчас время года?  Что в голове у Винни-Пуха?  и т. п.).
Затем, на третьем этапе, детям предлагаются задания на развитие и тренировку памяти, внимания, воображения, мышления. Степень трудности заданий увеличивается от занятия к занятию.
 Далее – весёлая переменка, динамическая пауза, которая способствует ещё и развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Очень важен  в ходе занятия этап логически - поисковых заданий, которые учат детей наблюдать,  сравнивать,  обобщать, находить закономерности, делать выводы, «добывать»  новую информацию. Например, нужно  раскрасить каждую фигуру в свой цвет. Фигуру в левом верхнем углу жёлтым цветом, в правом верхнем – зелёным и т. д., назвать эти фигуры (квадрат, треугольник, круг), дорисовать каждую фигуру так, чтобы получился какой-либо предмет.
Графический диктант, штриховка занимают третью часть всего занятия. Ещё В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев». Графические диктанты способствуют разработке мелких мышц руки ребёнка, что скажется впоследствии не только на умении красиво писать, но и логически мыслить.
Главная задача учителя – поощрять и поддерживать каждого ребёнка. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Развитие одарённости учащихся происходит  и во внеклассной деятельности. Уже несколько лет  в нашей  гимназии № 18 города Старый Оскол работает научное общество «Младший школьник – юный исследователь», главная цель которого    выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
 На занятиях общества мы ставим задачи:
Ø     познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       
Ø     мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
Ø     прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
Ø     прививать интерес к исследовательской деятельности.
    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников - членов научного общества «Младший школьник - юный исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
•в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
•реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
     Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности учащихся, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Часто недостаток фундаментальных знаний не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.
       На заседаниях научного общества ставятся проблемы различных исследований, обсуждаются цели и задачи будущих проектов, над которыми предстоит работать, часто возникают  новые идеи. Важно помнить, что поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребят, исследовательская работа должна выполняться ими добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Наших ребят интересуют самые разнообразные вопросы, поэтому рождаются интересные работы, которые  ежегодно представляются на гимназических научно – практических конференциях. Вот темы некоторых из них: «Тайны бисера», «Почему в солёной воде плавать легче?», «О пользе завтрака для организма человека» и др.  
    Лучшие  проекты участвуют в муниципальных и региональных конкурсах. Обучающиеся гимназии   стали неоднократными участниками, призерами и победителями научно - практических конференций различного уровня.  Исследовательская работа  «Отчего на небе радуга бывает?» получила призовое место в региональном этапе Всероссийского конкурса  конкурсе «Я – исследователь».  Наши ребята стали участниками 1 Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик 21 века: пробуем силы – проявляем способности», научно-практической конференции «Природу Старооскольского края сохранят дети». Победителями  муниципальной конференции юных исследователей, посвященной 1150-летию российской государственности стали работы членов  нашего научного гимназического общества на тему «Почему в зубах появляются « дырки»?»  и «Мыльная история». Ребята не только изучили теоретическую часть проблемы, но и  совместно с родителями и педагогами  провели опыты по воздействию на эмаль зубов различных продуктов и мыловарению. Высокие результаты повышают самооценку учащихся и способствуют возникновению желания участвовать в новых исследованиях, искать интересные темы и раскрывать их в своих работах.
     Опыт работы педагогов гимназии по проблеме работы с одарёнными детьми  был представлен  на семинаре  в городе Москва в рамках проведения Московского педагогического марафона учебных предметов. Учителя начальных классов гимназии  сознают  важность роли  проектной и исследовательской деятельности в развитии одарённости школьников, поэтому не останавливаются на достигнутом и ищут новые эффективные формы работы по развитию способностей своих обучающихся.
Используемая литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1976    2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991                                         3. Лейтес  Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1986           4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. – М.. 2011