Родительские собрания


Родительское собрание- конкурс
«Папа, мама, я – читающая семья»



Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
Подготовка:
1. На уроке проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1. Что ты больше любишь?
- читать сам;
- слушать чтение взрослых.
2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят тебя
- ругают тебя.
3. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают;
- не читают.
4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно читал?
- да;
-нет.
2. На следующем родительском собрании родители отвечают на вопросы анкеты:
1. Что чаще всего предпочитает ваш  ребенок?
- любит читать сам;
- слушать чтение взрослых.
2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
- хвалите его;
- ругаете его.
3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
- конечно, да;
- нет.
4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
-да;
- нет.
3. Изготавливаются таблички «Ракета», «Дружба», «Снежинка», «Звезда», «Жюри» и соответствующие этим названиям индивидуальные жетоны для проведения жеребьёвки участников конкурса.
4. Классный руководитель, библиотекарь готовят задания для конкурса.
5. Классный руководитель составляет памятки для учащихся и их родителей.
Ход проведения собрания.
1. Вступительное слово учителя для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.
2. Выступление школьного библиотекаря:
« Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромная. Хорошая книга_ и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания,
принадлежащие А.П.Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь то отдохнут. А ведь это неверно.
Недавно мы провели в вашем классе анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят читать сами, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует и о том, что только в трех семьях из десяти практикуется семейное чтение вслух. Лишь пять родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок.
Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга»» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит атмосфера соприкосновения с книгой.
Не надо букварь заучивать наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и то же по пять и более раз. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник, верно, подметил, а что нет. Только маленький читатель еще раз возвратиться к тексту, но уже самостоятельно. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю - достаточно.
А сегодня мы предлагаем вам уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Папа, мам, я – читающая семья». Пока звучит песня «Азбука», вам необходимо выбрать жетоны и объединиться в группы.
Первое задание « Откуда эти вещи?»
Каждая игровая группа получает вещи, и течение 2 минут определяет произведения, из которых они взяты, а также отвечает, кто является автором этих произведений. Участникам конкурса предлагаются следующие вещи
1) туфелька («Золушка» Ш.Перро)
2) чемоданчик («Доктор Айболит» К. Чуковский)
3) стрела ( русская народная сказка «Царевна- лягушка»)4) цветик - семицветик («Цветик - семицветик»  В.Катаев)
5)сапог («Кот в сапогах» Ш.Пьеро)
6)буденовка («Сказка о Мальчише-Кибальчише» А.Гайдар.)
7)невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин.)
8)корзинка с пирожками ( русская народная сказка «Маша и медведь»)

                             Второе задание « Кто быстрее?»
Каждая команда получает скороговорку, и готовиться быстро и точно произнести её хором.



                             Четвертое задание « Найдите автора».
Игровым группам вручаются обложки с названием книг. Им необходимо за отведенное время найти соответствующие названиям корешки книг, на которых указаны фамилия и инициалы авторов. Эти корешки прикреплены на классной доске.
Пятое задание « Блиц – состязание родителей».

Для выполнения задания приглашаются родители по одному из каждой команды. Они должны ответить на следующие вопросы:
1) Из каких произведений взяты эти  «крылатые слова»? Кто является их авторами?
-  «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет» И.А.Крылов)
- «Свежо предание, а верится с трудом» («Горе от ума» А.С.Грибоедова)
- «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона» («Слон и Моська» И.А.Крылова)
2. В каких русских народных пословицах упоминаются числа 1 и 7?
3. Кто из русских поэтов подарил другому известному поэту свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»?
(В.Жуковский - А.С.Пушкину)
4. Как в славянской азбуке называлась буква «А»? (Аз)
5. Кто является автором слов и музыки песни «В лесу родилась елочка»? (Л.Бекман - музыка, Р. Кудашева - стихи)
6. Какое слово соответствует следующему описанию: «Её видели на столе, в музее, в бою, на турнире. Её видели с рукояткой, с вензелем. Её запирали, ею рубили, её точили, её чистили»?  (Шашка)

4. Подведение итогов конкурса. В то же время, как подсчитывает баллы, дети и взрослые исполняют с помощью фонограммы песню «Азбука». Председатель награждает команду- победительницу и все другие команды памятными призами.
Решение родительского собрания:
1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: читать ежедневно с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрации рассказы.
2. Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чем дети будут рассказывать на уроках внеклассного чтения.
3. Включить в круг детского чтения журналы и газеты для детей.
4. Помогать ребенку вести читательский дневник.
5. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце учебного года подвести его итоги и вручить призы победителям.